Медийные издания
Ленинградское радио
1986, декабрь, 25. (вторник). - 09:15.
- С. Коржов. «И братья меч вам отдадут».
Радиоочерк о внуке декабриста И.А. Анненкова.
1986, декабрь, 25. (вторник). - 13:10.
- С. Коржов. «Свидетели последней встречи».
Литературная передача. О встрече Пушкина и В. Кюхельбекера на почтовой станции Залазы.
1986, декабрь, 27. (четверг) – 13:10.
- С. Коржов. «Пушкин и декабристы».
Литературная передача.
1988, октябрь, 14. (пятница) 09:15.
- С.Н. Коржов. «Свет мерцающей звезды»
Ко дню рождения М. Ю. Лермонтова и к пятидесятилетию публикации И.Л. Андроникова «Загадка Н.Ф.И.».
Ленинградский историк С. Н. Коржов познакомил нас со своим новым литературоведческим исследованием как раз ко времени. В октябре сошлись две даты. «Октябрь 1814 в ночь со 2 на 3 в Москве, а доме генерал-майора Толя напротив Красных ворот в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, родился сын Михаил Юрьевич Лермонтов». Это первая дата. По новому стилю мы отмечаем день рождения великого поэта 15 октября, нынче уже 174-ю годовщину. И вторая — пятидесятилетие одного очень увлекательного исследования известного советского писателя, литературоведа И. Л. Андроникова, основные литературоведческие работы ко-торого, как известно, связаны с изучением биографии и творчества М. Ю. Лермонтова. Называется эта публикация, впервые увидевшая свет в 1938 году, «Загадка Н. Ф. И.».
Кто читал исследование И. Л. Андроникова, знает отгадку тайны. За этими инициалами скрывалось имя Наталии Федоровны Ивановой, которую долго и самозабвенно любил поэт. Отношения его с дочерью драматурга Ф. Ф. Иванова кончилось разрывом, и наложили свой отпечаток на многие юношеские стихи Лермонтова.
Но, оказывается, интерес к Наталии Федоровне Ивановой, с открытием ее имени, уже разгаданной тайны «Н. Ф. И.», не угас, факты ее биографии продолжали накапливаться, появлялись дополнительные сведения о ее родословной, исследованной частично И. Л. Андрониковым по нисходящей линии. Принимающий участие в нашей передаче историк С. Н. Коржов тоже увлекся поиском.
«Трудно было удержаться и потому, — рассказывает он у микрофона,— что исследование И. Л. Андроникова написано необычайно увлекательно, оно так и приглашает новых литературоведов и историков «дерзнуть», внести свой вклад. И еще... Анна Петровна Керн вдохновила Пушкина на создание лишь одного стихотворения и тем обессмертила свое имя. А здесь — целый блестящий цикл стихов.
Самозабвенная юношеская любовь Лермонтова, к тому же несчастная, к тому же к некоей таинственной «Н. Ф. И.», о которой долгое время вообще было ничего не известно, кроме этих таинственных инициалов. Захотелось узнать как можно подробнее все, что связано с этой женщиной».
Оказалось — в ней свет многих исторических фамилий, оставивших заметный след в политической и культурной жизни России.
1990, июль, 24, (вторник) 20:00.
- Станислав Коржов. «История одной провокации».
Пьесу, авторское название которой было "Приглашение на эшафот" (История одной провакации), по которой поставлен радиоспектакль, написал историк Станислав Коржов по мотивам своей повести «Дерзай приблизить час свободы». Повесть эта о декабристах. Исторический сюжет, положенный в основу радиоспектакля, привлек внимание творческого коллектива, работавшего над ним, своей актуальностью, тем, что нравственные коллизии, переживаемые героями, созвучны нашему неспокойному времени.
В истории нашей страны революционный подвиг декабристов — это бессмертная трагедия. Более полутора столетия, несмотря ни на какие государственные катаклизмы, в народной памяти декабристы остаются рыцарями морали и справедливости, хотя с исторических позиций они не всегда были правы, что, впрочем, и привело их к трагическому финалу. Об одной из драматических ошибок, допущенных членами тайного общества, и рассказывает радиоспектакль «История одной провокации». Его антигероем является И. В. Шервуд — первый в истории России провокатор-профессионал.
Автор так охарактеризовал свою пьесу и ее героев: «Шервуды не возникают сами по себе. Они — продукт авторитарной системы, порождающей их. Появляются и функционируют тогда, когда у агонизирующей системы возникает необходимость противопоставить революционным преобразованиям обновляющегося общества контрреволюционные меры. По своей сути такие меры всегда безнравственны и потому они «высочайше» возводятся в ранг государственной доблести, не становясь, впрочем, от этого менее безнравственными.
Еще более безнравственно и уже общественно опасно, когда сыском побуждают заниматься представителей регулярной армии, призванной защищать государство не от «внутренних врагов», а от внешних... При «благоприятном» развитии событий, следующий неизбежный шаг — тотальное доносительство в масштабах государства. В пьесе не проводится никаких событийных аналогий с современностью. Я стремился создать на основе исторических фактов психологическую драму с извечным противоборством добра и зла. Зло в финале, казалось бы, торжествует, но это лишь физическая безысходность декабриста Вадковского, нравственная победа остается за ним и его соратниками».
То обстоятельство, что в основу радиоспектакля положены реальные исторические события, следует подчеркнуть особо. Автор, опираясь на малоизвестные опубликованные и архивные материалы, тщательно реконструирует давно ушедшие события. Он строго следует фактам и документам. Дозированно используя хроникальный материал и художественный вымысел, автор доносит до слушателя колорит того времени. Этому же способствуют и актеры, занятые в радиоспектакле.
Глубоко и убедительно раскрывают характеры главных действующих лиц актеры Александр Хочинский (декабрист Вадковский). Николай Мартон (император Александр 1), Игорь Добряков (провокатор Шервуд). С подкупающей достоверностью создают образы Николай Иванов (граф Аракчеев), Александр Романцов (барон Дибич). Актеры, занятые в радиоспектакле, творчески раскрыли драматургию личных взаимоотношений героев спектакля, сумели создать в нем, при недостатке событийной канвы, напряженную, подлинно драматическую обстановку.
Режиссер постановки В. Горьков, музыкальный редактор И. Павлова, звукорежиссер И. Степанова, редактор Л. Стеклянникова.
Если Вы хотите прослушать радиоспектакль,
время его звучания полтора часа,
то перейдите на следующую страницу.
(История одной провакации)
Вниманию посетителей предлагается ещё один звуковой файл
"Гордись и радуйся поэт".
У автора отсутствует газетная публикация свидетельствующая о том, в каком именно году прозвучал этот фрагмент из повести "Лихолетье".
Позднее автор переименовал эту повесть, теперь она называется
"Плачь, муза, плачь!"
1995, октябрь.
Петербургское радио
Навстречу 300-летию Российского флота
В октябре 1995 года литературная редакция Петербургского радио на первой (основной) программе открыла новый цикл передач «Русская морская библиотека». Обычно новые циклы на радио и телевидении появляются в начале года, а тут – октябрь. Почему? Потому что в октябре предстоящего 1996 года исполнялось 300 лет российскому военно-морскому флоту. Специально для планирования и подготовки празднования 300-летия Российского флота, под патронатом Главкома ВМФ РФ на базе ЦВМБ был создан Морской центр, которым руководил контр-адмирал Мельников Александр Николаевич. Как сотрудник и шеф-редактор Морского центра, я задумал годичный радио-цикл «Русская морская библиотека». Согласовав эту идею с руководством Петербургского радиокомитета, и получив одобрение, приступил к составлению квартального плана радиопередач. На меня же был возложен контроль и за их подготовкой до самого выхода в эфир. Творческий контроль над радио-циклом осуществлял редактор литературной редакции Людмила Стеклянникова.
Главная задача, которая возлагалась на радио-цикл напомнить радиослушателям основные вехи истории нашего флота, точнее, её выдающиеся события, взяв за основу произведения отечественной художественной литературы. Авторами цикла радиопередач «Русская морская библиотека» были сотрудники Центральной военно-морской библиотеки, питерские журналисты, авторы книг, отражающих периоды 300-летней истории флота. У радиослушателей цикл пользовался большим успехом. За год вышло более тридцати радиопередач.
Чтобы была ясна суть этих радиопередач, предлагаю вниманию посетителей сайта некоторые подготовленные мною радиопередачи. К счастью, информация о них сохранилась в моем домашнем архиве на страницах: «Программа передач: Телевидение, Радио. Санкт-Петербург». Передачи озвучивали лучшие актеры Петербургских театров.
Станислав Коржов,
Шеф-редактор Морского центра и Центральной военно-морской библиотеки.
Автор и руководитель радио-цикла «Русская морская библиотека».
Автор многих тематических радиопередач цикла.
1996, февраль,12. 13:30 – «Русская морская библиотека» – 14:10.
«Осажденный Севастополь»
К 190-летию со дня рождения В.А. Корнилова. Пятая передача цикла рассказала радиослушателям о вице-адмирале Российского военно-морского флота Владимире Алексеевиче Корнилове. Вниманию радиослушателей были предложены страницы исторического романа М.М. Филиппова «Осажденный Севастополь». Впервые он был издан в конце XIX века и получил высокую оценку Л.Н. Толстого.
1996, март, 11. 13:30 – «Русская морская библиотека» – 14:10.
Адмирал Фёдор Федорович Ушаков
Ф.Ф. Ушаков радел о военно-морском флоте России, о его пользе и славе, как и Суворов в сухопутных войсках, пользуясь всеобщим уважением подчиненных. В основу радио-передачи были положены страницы романа Валерия Ганичева «Ушаков».
1996, апрель, 2. 13:30 – «Русская морская библиотека» – 14:10.
Колумбы русской Америки
Очередная передача была создана по роману К.С. Бадигина «Ключи от заколдованного замка». События, описанные в нем, начинаются незадолго до смерти Петра I, когда он подписал указ о снаряжении Камчатской экспедиции. Роман воскрешает не только самую драматическую, но и самую романтическую страницу истории России, связанную с Дальним Востоком и Русской Америкой.
1996, апрель, 22. – 13:30. «Русская морская библиотека» – 14:10.
«Обретение счастья»
О том, как русская научная экспедиция в январе 1820 года открыла материк Антарктиды, рассказ идет в повести Бориса Вадецкого «Обретение счастья». Шлюпом «Мирный» командовал Михаил Петрович Лазарев, а шлюпом «Восток» - Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.
1996, май, 13. 13:30 – «Русская морская библиотека» – 14:10.
Мореход и путешественник
Василий Михайлович Головнин. Его послужной список, весьма богат героическими и романтическими событиями. Еще гардемарином он принял боевое крещение под Кронштадтом в сражении со шведской эскадрой, за что был награжден медалью. Несколько лет служил волонтером на английских военных судах. Будучи лейтенантом, назначен командиром шлюпа «Диана», который отправился к восточным рубежам государства Российского. Попутно проводились гидрографические исследования Тихого океана. В 1808 году шлюп «Диана» и его команда были захвачены в плен англичанами и более года находились в Саймонстауне. В 1811 году уже капитан-лейтенантом Головнин снова попал в плен, только теперь к японцам, у которых находился более двух лет. Данная передача была подготовлена по биографической повести Р. Фраермана и П. Зайкина «Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца».
1996, май, 27. 13:30 – «Русская морская библиотека» – 14:10.
Наваринское сражение
Очередная, предложенная радиослушателям передача была создана по страницам повести Александра Зонина «Жизнь адмирала Нахимова». Центральным сюжетом был рассказ о Наваринском сражении, после которого активизировалась греческая национально-освободительная борьба против турецкого ига. Услышали радиослушатели и о мужестве русских матросов, и об участниках этого сражения будущих русских адмиралах, гардемарине Истомине, мичмане Корнилове, лейтенанте Нахимове и капитане 1-го ранга Лазареве.
1996, июль, 8. 13:30 – «Русская морская библиотека» – 14:10.
«Флотоводец»
Безусловно, мы не могли пройти мимо темы: «Моряки в Великой Отечественной». Этой теме было, как минимум, посвящено три передачи, две из них были подготовлены мною. Для этой передачи были использованы фрагменты романа «Флотоводец», написанного писателем-маринистом, капитаном 1-го ранга Александром Золототрубовым, хорошо знавшим комфлота адмирала Арсения Григорьевича Головко.
В военно-морском флоте Головко с 1925 года. Училище им. М.В. Фрунзе он окончил в 1928 году, десять лет спустя – Военно-морскую академию. Участвовал в боях в Испании. С 1940 по 1946 годы Головко – командующий Северным Флотом.
1996, август, 12. 13:30 – «Русская морская библиотека» – 14:10.
«Лети, корабль!»
Размышления о море, о моряках и морской службе, известного русского писателя-мариниста, Виктора Викторовича Конецкого, посвятившего всё своё творчество флоту. Профессиональный моряк, исходивший по морям и океаном тысячи и тысячи миль. Глубокое знание быта моряков в его мельчайших деталях, сделали его творчество событием в отечественной литературе. Виктор Викторович замечательный собеседник, когда он говорит о людях связавших свою жизнь с морем, то говорит о них с юмором, с величайшим уважением, с замечательным тактом. Его эссе «Лети, корабль!» можно прочитать на этом сайте, в альманахе «Кают-компания».
1996, август, 29. 13:30 – «Русская морская библиотека» – 14:10.
Роман «Кронштадт»
Радиопередача начинается с описания героического перехода наших кораблей из Таллина в Кронштадт. Переход осуществляли крейсер «Киров», лидеры «Ленинград» и «Минск», эсминцы, тральщики, подводные лодки, катера. В эфире прозвучали страницы романа писателя Евгения Войскунского «Кронштадт». Читал их заслуженный артист России Борис Улитин.
1996, октябрь, 7. 13:30 – «Русская морская библиотека» – 14:10.
Влюбленный в море
В канун 300-летия Российского флота на Петербургском радио в цикле «Русская морская библиотека» вниманию радиослушателей был предложен один из лучших рассказов самого морского писателя Константина Михайловича Станюковича «Похождения одного матроса». Завершение годового цикла «Русская морская библиотека» оказалось символичным.
Вернуться на страницу
Публикации в периодике:
Перейти на страницу