Главная \ У Лукоморья \ Литературный Кронштадт \ "Ты жива ещё, моя старушка?"

"Ты жива ещё, моя старушка?"

 

block-top 

Кинохроника, запечатлевшая Сергея Есенина: 

 1. На открытии памятника Кольцову

  2. На пароходе "Париж" (с Айседорой Дункан)

 block-top

 

«Ты жива еще, моя старушка? Жив и я...»

Разыскивая в электронной подшивке газеты «KRON♥газета» нужную мне публикацию я случайно впервые увидел и прочитал опубликованное осенью 2012 года интервью с Александром Николаенко, бывшим в то время главным режиссером драматического театра Балтийского флота. В процессе беседы корреспондент газеты характеризуя его творческий потенциал, указал, что он является не только лучшим исполнителем поэзии Сергея Есенина, но также автором и режиссером-постановщиком спектакля «Мой путь – Сергей Есенин». И здесь я ожидал, что сейчас «об этом» скажет или корреспондент или интервьюируемый, но как говорят: «повисла пауза». Интервью закончилось, к сожалению, так и не была озвучена достаточно любопытная информация. Чем это можно объяснить? Их забывчивостью или незнанием? Извинительно и то, и другое. 

Между тем, данное обстоятельство напомнило мне, что  в моем «лукошке»  уже давно хранится  информация, которую я ожидал услышать в беседе корреспондента и режиссера. Она не прозвучала, что позволяет мне извлечь ее из «лукошка» и озвучить. Два слова о моем «лукошке». Лет сорок назад это была стандартная папка с вазочками, на ней красовалась надпись: «Лукошко». Теперь у этого «Лукошка» появился электронный двойник. В эти папки я «складирую» выписки из книг, газетные и журнальные вырезки, а теперь и электронные файлы, далекие от моих основных интересов, но содержащие информацию, к которой невозможно остаться равнодушным.  

Значит, пришло время поделиться тем, что казалось так и «канет в Лету» за ненадобностью.

Москва. 1923 год. Декабрь, 10. В Доме печати состоялся товарищеский суд над четырьмя поэтами, среди которых был и Есенин. Всем четверым суд выносит порицание за уличное хулиганство. Разгульный образ жизни, бесконечные стычки с органами правопорядка расшатали нервную систему поэта. Друзья и врачи рекомендуют ему поправить здоровье.  17 декабря Есенин ложится в профилакторий имени Шумской. Спустя некоторое время активизируется его творческий потенциал. Находясь на больничной койке, он написал целый ряд стихотворений, среди которых «Вечер черные брови насопил...», оно примечательно тем, что завершает цикл «Любовь хулигана». Режим пребывания в профилактории для Есенина не был тягостным, он покидал его не только тогда, когда ему необходимо было уладить издательские вопросы, но и тогда, когда предстояла встреча с друзьями. Таким образом, числясь в стенах профилактория, он 20 января, уже 1924 года, устроил с друзьями дебош в кафе Всероссийского союза поэтов. И снова его задержала милиция, почему-то взяв с него подписку о невыезде из Москвы. В начале февраля Есенин выписался из профилактория. Но, буквально несколько дней спустя, с диагнозом «рваная рана левого предплечья» он попадает теперь уже в больницу. Спустя три недели из Шереметьевской больницы для продолжения лечения Есенина  переводят в Кремлевскую. 

Дней через десять его выписали из больницы, и он оказался «на улице». По-видимому, в эти дни у Есенина были финансовые проблемы, и он не мог снять номер в гостинице. Оказалось, что жить ему негде….  Наконец, он нашел временный приют, поселившись на квартире И.В. Вардина. Именно проживая у Вардина, Есенин написал, пожалуй, самое известное из своих стихотворений – «Письмо матери».

 Сергей Есенин "Письмо к матери".

  

Песню на стихи Сергея Есенина поёт замечательный русский артист, музыкант и просветитель Алексей Покровский. Редкое видео. Нежное, пронзительное соло на балалайке исполняет музыкант виртуоз Юрий Павлович Мордасов. 
Авторы музыки Васи́лий Николаевич Липатов (10.01.1897 — 1965) — русский советский композитор, виртуозный музыкант пианист и автор обработки Алексей Николаевич Покровский (1 марта 1924 — 30 августа 2009) — актёр, певец, просветитель, Народный артист России. 

        

block-top

                ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

                                         1924

 Точная дата написания этого стихотворения исследователям творчества Есенина неизвестна. По различным признакам они датируют его: «после 16 марта». Почти сразу после написания этого стихотворения автор предложил его для публикации в журнал «Красная новь». Его опубликовали уже в № 3 за апрель-май. Отзывы были кардинально противоположными: от «припадок мрачного отчаяния» до «в его прекрасном «Письме матери». Но это мнение профессиональных критиков. Среди рядовых читателей «Письмо матери» сразу после журнальной публикации приобрело необычайную популярность. С журнальной публикации стихотворения читатели делают списки и распространяют их, заучивают наизусть, цитируют.

В середине июня Сергей Есенин приезжает в Ленинград, где встречает радушный прием и неподдельный интерес к его творчеству. Ленинградское отделение Всероссийского союза писателей организовало  Есенину творческое турне по Ленинграду и по его окрестностям.  На организованных встречах он рассказывает о творческой жизни писателей Всероссийского союза и читает свои стихи.  Начало турне было положено в конце июня посещением Сестрорецка, где встреча с отдыхающими и жителями города прошла в Курзале.
Неоднократно, уже вместе с другими поэтами Есенин посещает Детское Село. Там он выступает с чтением стихов в санатории научных работников и в Ратной палате Федоровского городка. 12 июля Есенин снова в Сестрорецке, а на следующий день на пароходе, зафрахтованном Всероссийским союзом писателей вместе с группой писателей, поэтов и художников совершает поездку в Петергоф.

Из значимых окрестностей Ленинграда только Кронштадт оказался вне сферы внимания Ленинградского отделения союза писателей составлявших маршрут турне для Сергея Есенина. И этому есть объяснение – город входил в зону военного, особо охраняемого укрепрайона.

По пути в Петергоф, Есенин, увидев с борта парохода на горизонте героико-романтический силуэт Кронштадта, вспомнил о своей недавней встрече с Анной Андреевной Ахматовой.

Есенин пришел к Ахматовой, чтобы узнать подробности ареста и гибели Николая Гумилева, которого он любил не только как поэта, но и как земляка. Он знал, что его недавние предки, как и сам Есенин, были выходцами из Рязанской губернии.  А вот где родился Николай Гумилев, Есенин не знал.

В полголоса, Анна Андреевна рассказывала Есенину подробности трагической гибели Николая Степановича, третья годовщина которой наступала через месяц. На вопрос Есенина, когда и где родился Гумилев Анна Андреевна, назвав дату, сказала, что родственники Николая Степановича рассказывали, что родился он в Кронштадте на Малой Екатерининской улице, большего она не знала.

Сейчас, глядя с борта парохода на очерченный на горизонте силуэт Кронштадта, Есенин решил, что не уедет из Ленинграда пока не побывает в Кронштадте и не отдаст дань памяти невинно убиенному поэту, пройдя по улице на которой тот родился.

Это и определило стремление Сергея Есенина побывать в Кронштадте.  

И что было недоступным для Союза писателей, то оказалось возможным для Сергея Есенина – он добился разрешения на посещение Кронштадта. Открытым остается вопрос, когда конкретно Есенин был в Кронштадте? Обсуждая этот вопрос - мы можем строить лишь предположения. В Кронштадте Есенин мог быть между 14 и 30 июля. Поскольку спонтанно посетить город  было невозможно - для этого требовались многочисленные согласования, то на это могло уйти несколько дней. Тем не менее, Есенин добился своего и, предположительно, 22 – 23 июля прибыл в Кронштадт.

Этому предшествовали следующие события. Публикацию стихотворения «Письмо матери» в журнале «Красная новь» увидел молодой ленинградский композитор и земляк Есенина Василий Николаевич Липатов. Мелодично звучащий стихотворный строй, потрясающая душевность, заключенная в журнальных строчках, все это взволновало композитора, и он за один день написал музыку к стихотворению «Письмо матери». Когда Сергей Есенин приехал в Ленинград, то Василий Липатов встретившись с ним, аккомпанируя себе на фортепьяно, исполнил романс на его стихи, очаровав автора текста мелодичной музыкой и лиричным исполнением.

Есенин_портрет

О посещении Кронштадта поэтом и композитором самого популярного в то время романса, спустя многие годы вспоминал бывший краснофлотец, военный музыкант, ставший позднее капитан-лейтенантом Виталий Петрович Гаврилов. Вот что рассказал он по этому поводу нижегородскому краеведу Борису Терехову:

«Это было в июне или июле 1924 года. Тогда я служил штабным музыкантом Балтийского флота, играл в духовом оркестре. Однажды во время репетиции в морских казармах к нам в помещение музыкальной команды вошли два молодых человека. Как выяснилось, это были поэт Сергей Есенин и ленинградский композитор Василий Липатов.
- Товарищи краснофлотцы! – обратился к нам композитор после приветствия. – Мы пришли к вам с Сергеем Есениным, чтобы провести у вас вечер.
При имени «Есенин» мы все притихли и во все глаза стали разглядывать симпатичного молодого поэта. Даже среди моряков он выглядел красавцем.
Есенин ничего не говорил, он стоял и молча слушал Липатова. Но его выдавали глаза и бледное лицо. Глаза его почему-то были полны трогательной грусти. Можно было подумать, что поэт болен или чем-то расстроен.
Скажите, - спросил композитор, - играете ли вы песню «Письмо к матери»? Так вот, Сергей Александрович хочет у вас выступить и прочитать речитативом под музыку свое стихотворение. Если вы согласны, то давайте прорепетируем. 

Мы, конечно, обрадовались, достали партитуры, и репетиция началась. Песню мы все знали, исполняли хорошо, но слишком громко играли, заглушали музыкой голос поэта, и Есенин вынужден был несколько раз заметить:
- Только потише играйте.
Когда его мелодичный и грустный голос стал слышен отчетливо, он успокоился.
Во время репетиции мы иногда останавливались, и композитор вносил в музыку некоторые изменения. Когда репетиция кончилась, Есенин простился с нами и пообещал приехать на вечер.

Через два дня он выполнил свое обещание и вместе с Липатовым снова был у нас. И снова можно было заметить  и бледное лицо поэта, и усталый вид, и грустные глаза.
Но вот начался вечер. Есенин вышел на сцену и раскланялся. Краснофлотцы радостно бурными аплодисментами встретили поэта. Тихо заиграла музыка, Есенин посмотрел в сторону музыкантов, прислушался и стал читать:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!

Это было что-то необыкновенное. Несмотря на то, что мы были увлечены игрой, мы слышали до боли грустный голос поэта. Усиленные музыкой трогательные слова так и резали по сердцу. Вы не поверите, хотелось плакать. Плакать от жалости к одинокой матери, оставленной единственным сыном.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне,
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Есенин кончил читать, стихла музыка, и разразился неистовый шквал аплодисментов. Поэт поклонился и ушел за кулисы. Перед тем он имел намерение прочитать еще несколько стихотворений, но на сцену больше не вышел. А нам так хотелось его увидеть и услышать, и мы сидели, ждали, смотрели на сцену. Но к нам вышел Василий Липатов.
- Сергею Александровичу нездоровится, - сказал композитор, - и он извиняется перед вами. Видимо, ваше внимание так на него подействовало, что он сидит в уборной потрясенный и, кажется, плачет…

Вскоре Сергей Есенин и Василий Липатов уехали».

 

 PostSсriptum:

Вот такая лирико-драматическая история.  Информация о ней достаточно долго хранилась в моем «лукошке» поскольку, положив ее туда, я вскоре забыл о ней и лишь беседа корреспондента  «KRON♥газеты» с Александром Николаенко напомнила мне о ее существовании. Возможно, о пребывании Есенина в Кронштадте слышали музейные сотрудники и некоторые краеведы, но нет сомнения, что широкие круги читателей слышат о ней впервые.  

Александр Николаенко вскоре убыл из Кронштадта и сейчас живет и работает в Петербурге. Едва ли, что за прошедшее время он узнал о пребывании Сергея Есенина в Кронштадте, но нет сомнения, что эта история его заинтересует. Возможно даже, что он, как многогранный специалист в театральной области, не только реконструирует концерт Сергея Есенина, но и выступит в его роли, чтобы прочитать под аккомпанемент духового оркестра «Письмо матери» и другие стихи, которые поэт намеривался прочитать, но не прочитал. А чтобы реконструкция максимально соответствовала подлинному вечеру, нужно обязательно установить, в каком помещении города проходил тот концерт. Здесь неоценимую помощь окажут краеведы и музейщики.

Не исключено, что рассказанная история заинтересует и сотрудников отдела культуры городской Администрации. Почему? Да потому, что с тех пор, как случилась эта история, прошел мизерный исторический срок – всего лишь около ста лет. Совсем недавно ушло то поколение, которое могло быть участником встречи с Сергеем Есениным. Однако, за прошедшие годы потомки «благополучно» забыли об этом визите.  Чтобы  подстраховать  нашу  «короткую  память», следовало  бы  материально увековечить этот факт. Тем более что, несмотря на богатую и многоликую историю Кронштадта, это историко-литературное событие не является заурядным.

Мемориальная__доска__Сергея__Есенина__на__Большой__Садовой__(угол__Ворошиловского)__Ростов-на-Дону.jpg

В Ростове-на-Дону, также как и в Кронштадте, 
Сергей Есенин  провел творческую встречу с почитателями его творчества. 
Городская власть сочла возможным увековечить это событие
и установила  
мемориальную доску. 

 

Учитывая всё это, хорошо было бы в Кронштадте, как и в Ростове-на-Дону, память о визите Сергея Есенина увековечить мемориальной доской, установив ее на том здании, в котором состоялся его концерт перед краснофлотцами. Для этого соответствующим сотрудникам Администрации города нужно всего лишь похлопотать перед вышестоящими инстанциями и убедить их в том, что для горожан особенно для подрастающего поколения эта мемориальная доска будет напоминанием о пребывании в нашем героическом городе великого поэта и великого гражданина России. Кроме того, она станет гарантом того, что о визите в Кронштадт Сергея Есенина снова не забудут в предстоящие столетия. 

 block-top

Сергей Есенин. "Исповедь хулигана". Голос поэта.

Сергей Есенин читает свои стихи - "Исповедь хулигана". Запись голоса без искажений.

 block-top

Перейти на страницу

"Хочу я быть Певцом и Гражданином!"