«Гвозди бы делать из этих людей»

Крейсер "Аскольд"

Бжезинский Валерьян Людомирович

БЖЕЗИНСКИЙ Валерьян Людомирович, (7(19). 10. 1894 – 14.05. 1985).
Конструктор, специалист в области проектирования боевых кораблей. Родился в поселке Калиновка, Подольской губернии (Донская епархия?), в дворянской семье. Закончил в Воронеже частное мужское учебное заведение 1 разряда, с курсом реального училища (1912). Поступил в Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте (1914).
Кронштадт. Морское Инженерное училище. Вид с восточной стороны.
Кронштадт. Морское Инженерное училище. Вид с западной стороны.


После Февральской революции Б. был избран от училища в Кронштадтский Совет матросских, рабочих и солдатских депутатов, работал в матросской секции. Был членом редколлегии «Известий Совета рабочих, солдатских и матросских депутатов», руководил типографией. Окончив училище, получил звание инженер-механика, с производством в мичманы (1917).
В этом здании с марта 1917 года находился Кронштадтский Совет матросских, рабочих и солдатских депутатов. Сегодня, между первым и вторым окнами, справа от крыльца, висит мемориальная доска на которой написано: "Здесь с марта 1917 г. по декабрь 1919 года помещался и работал Кронштадтский Совет рабочих, матросских и солдатских депутатов".

Был направлен в Архангельск, в распоряжение штаба флотилии Северного Ледовитого океана. Оттуда получил назначение в Мурманск корабельным инженер-механиком на крейсер «Аскольд» (1917).
Мурманский период отличается активной и разнообразной общественной деятельностью: член судового комитета крейсера «Аскольд», делегат «Объединенного собрания делегатов армии и флота», член, а затем председатель «Центромура», член «Особого совещания» при Гланамуре, заместитель председателя Мурманского Совдепа. В начале интервенции края англо-американцами был арестован и выслан в Советскую Россию (1918).

В Петрограде получил назначение в Астрахань в штаб Астрахано-Каспийской флотилии (1918). Здесь занимал должности: отрядного инженер-механика, инженера по вооружению судов гражданского флота, ст. помощника командира порта по технической части, старшего морского начальника и комиссара Астраханского рейда, командира и комиссара Астраханского военно-морского порта. Был членом президиума Астраханского губисполкома.
По предложению Б. и его чертежам парусные рыбницы были вооружены подкильными торпедными аппаратами для диверсионных действий против сильного белогвардейского флота. Неоднократно Б. выполнял поручения С.М. Кирова по сооружению средств конспиративной переброски оружия и литературы в Баку (1919).
В годы Гражданской войны отряды моряков традиционно действовали на сухопутных полях сражений. Б. лично участвовал в 22 боях против белогвардейцев в калмыцких степях в направлении Кизляра, на побережье Каспийского моря, в районе железной дороги Астрахань - Саратов и Красный Кут - Уральск. Здесь в составе отряда моряков действовал «Бронепоезд имени Бжезинского», вооруженный морскими орудиями. Дважды ранен. Партийная организация Каспийской флотилии избрала Б. делегатом X съезда РКП(б) (1921). Астраханской парторганизацией избран делегатом на XI съезд партии (1922). Награжден Орденом Красного Знамени (1922).
По расформировании Астраханского военного порта Б. был откомандирован в Петроград (1922).

Приказом Наувмуза № 86, от 2 мая 1922 г. Б. назначен начальником и комиссаром Военно-Морского инженерного училища в Петрограде (ныне Училище им. Дзержинского). РВС РСФСР поручил Б. организовать высшую инженерную школу для обеспечения молодого Военно-Морского Флота Советской России квалифицированными инженерными кадрами. Это задание Б. выполнил блестяще, несмотря на объективные трудности, неизбежные в условиях разрухи, существовавшей после окончания Гражданской войны.
Как инженер-механик находится в резерве штаба РККФ (1923). Работал в центральных учреждениях ВМФ. Начальник мехотдела Технического управления (1924).
Заместитель помощника начальника Военно-Морских сил РККФ. Позднее, помощник Начальника и комиссара Военно-Морских сил РККФ по техническо-хозяйственной части. Возглавлял всю техническую службу Военно-Морского флота (1925). В период создания первых советских кораблей проводил большую работу по созданию кадров и органов Рабоче-крестьянского Красного Флота.

Приказом по РККФ № 463 назначен председателем механико-электротехнической секции научно-технического комитета морских сил РККФ (1926).
РВС СССР командировал Б. в Китай (1927) как старшего морского советника Чан Кай-Ши. После контрреволюционного переворота, совершенного Чан Кай-Ши, Б. стал советником коммунистического Уханьского правительства, где использовал свой опыт по созданию флотилии в условиях гражданской войны. Разрабатывал планы военно-морских операций и принимал в них участие. Когда КПК была объявлена вне закона, Б. и другие военные советники вынуждены были покинуть Китай и через пустыню Гоби возвратились в СССР.
Деятельность Б. в Китае курировалась Наркоматом военно-морских дел и Разведывательным управлением.
Демобилизовался из РККФ с должности XIII категории - помощник начальника Военно-Морских сил РККФ по технической части (1928).

После демобилизации включился в работу по проектированию военных кораблей. Ему было поручено освоение новой техники западных стран для использования их опыта при проектировании военных кораблей РККФ. Его работа была связана с зарубежными командировками. За неполные десять лет Б. побывал в Англии, Франции, Германии, Голландии, Италии и Америке. Результатами его деятельности интересовались высшие правительственные и партийные органы страны.
В разные годы этого десятилетия Б. был начальником сектора судостроения ВСНХ, а позднее - Наркомтяжпрома. Этот сектор был рабочим органом зампреда ВСНХ М. Когановича, которому подчинялась вся судостроительная промышленность страны. Затем Б., выполняя поручение Г.К. Орджоникидзе, лично составил проект договора с голландской (фактически – немецкой) судостроительной фирмой «JVS» о разработке проекта и участии в постройке подводных лодок для СССР. Б. с большими трудностями отстоял все возможные преимущества для заказчика. На базе этого договора была осуществлена постройка подводных лодок с применением самых современных технологий и оснащением их новейшим оборудованием (1932).
Не освобождая от зарубежных командировок, Б. назначают начальником Центрального конструкторского бюро судостроения № 1, (относилось к Наркомтяжпрому). Наряду с этим его назначают начальником ЦКБ № 17, относилось к Наркомату оборонной промышленности (1933-1937).

И. В.Сталин поручил Б. договориться с итальянскими корабелами о предаставлении ими технической помощи по строительству крейсеров и частично эсминцев и развернуть строительство подводного флота на отечественных судоверфях. Осуществление этой программы началось с разработки проектов эсминцев и крейсеров с личным участием Б. Несмотря на сложный политический климат того времени, договор был успешно заключен и полностью реализован.
Б. был создан сильный конструкторский коллектив, способный решать любые задачи в области проектирования боевых надводных кораблей от миноносцев до крейсеров. ЦКБ приступили к проектированию новейших для того время кораблей: крейсеров типа «Киров», эсминцев типа «Гневный» и «Стойкий». Кроме того, были спроектированы эсминцы типа «Опытный», с прямоточными котлами, предложенными лично Б. Эти и другие корабли: тральщики типа «Фугас» и «Искатель», сторожевые корабли типа ПСК и «Арсений Раскин». Были спроектированы, а впоследствии построены корабли проектов 26, 38, 7 и 45. В 1941 г. большая группа специалистов, работавших под руководством Б. была отмечена высокими правительственными наградами – орденами и Сталинскими премиями. Коллективы ЦКБ, руководимые Б., внесли немалый вклад в дело победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

В ЦКБ-17 под руководством Б. был разработан проект и получено одобрение Сталина и Ворошилова на строительство экспериментального эсминца С-500 (Серго Орджоникидзе). Этот эсминец имел самые передовые в мире параметры. При строительстве корабля С-500 по инициативе Б. впервые были применены в широком масштабе электросварка корпусных конструкций из марганцовистой стали, башенные артиллерийские установки, прямоточные паровые котлы и паротурбинная установка, работающая на высоких параметрах пара (до 75 атм.). Б. назначили главным строителем этого эсминца по совместительству, и он успешно довел его постройку до значительной степени готовности (до 1937 г.).
В январе 1937 г., когда постройка эсминцев и легких крейсеров значительно продвинулась, распоряжением Совета Труда и Обороны Б. был отправлен в Америку для получения технической помощи для постройки крупных линейных кораблей (линкоров). И здесь чаще приходилось преодолевать не технические, а политические барьеры, тем не менее, спустя 8 месяцев весьма сложные переговоры прибрели положительную динамику.
Неожиданно в ноябре 1937 г. Б. по распоряжению Тевосяна Б. был отозван из Америки. По прибытии в Москву он был арестован. Без проведения следственных действий и предъявления каких либо обвинений Б. был осужден на 10 лет заключения.

Б. был направлен в ОКБ НКВД, находившееся под Москвой (Болшово), в качестве главного конструктора. Сотрудниками этого ОКБ были репрессированные конструкторы судостроительной промышленности. Б. стал гл. конструктором проекта № 80, зашифрованного под литерами «ПТК» (погружающийся торпедный катер). Этим ОКБ Б. руководил до 1947 г. По окончании определенного ему срока – Б. был переведен на завод Министерство судостроительной промышленности № 640 начальником конструкторского бюро технического отдела. Там он отработал до 5.06.1949 г. Затем снова был осужден Особым совещанием при МГБ СССР по ст. ст. 58-6, 58-7 и 58 II УК РСФСР к ссылке на поселение в г. Енисейск Красноярского края. В 1952 г. освобожден от ссылки на поселении и отправлен в распоряжение Министерства судостроительной промышленности СССР в Москву. Из Москвы Б. направили в г. Херсон на завод п/я 102, где он был принят строителем объекта № 563. Вскоре был переведен ст. строителем этого же объекта.
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР № 123/187 судимость вместе со всеми связанными с ней ограничениями с Б. сняты (1953).

В 1955 г. Б. был уволен с завода п/я 102 с переводом на работу в ЦНИИ-45 (ЦНИИ им. А.Н. Крылова), где был зачислен на должность гл. конструктора проекта в проектно-исследовательское бюро. В этом же году дело по его обвинению пересмотрено Военной коллегией и приговор «по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело, за отсутствием состава преступления, прекращено». В связи с этим в трудовую книжку Б. были внесены изменения: «В соответствии с приказом МСП № 685 от 29.09.55. г. полагать тов. Бжезинского работавшим начальником ЦКБС-1 и ЦКБ 17 с 06.01.33. по 18.10.47 г. и начальником конструкторского бюро завода № 640 МСП с 19.10.47 г. По 18.12.52 г. Остальные записи без изменений".
Более сорока лет Б. модернизировал, проектировал и создавал корабли для Военно-Морского флота нашей страны. Его многогранная инженерная, научная, педагогическая и общественно-политическая деятельность снискали ему огромное уважение многих поколений специалистов судостроительной промышленности.
Краткую биографическую справку на основе личного архива В.Л. Бжезинского составил
Станислав КОРЖОВ


Вернуться на страницу
Перейти на страницу
Перейти на страницу