Главная \ Кают-Компания \ "Гвозди бы делать из этих людей"

«Гвозди бы делать из этих людей»

 
lm_top
 
 
 
izo_Askol'd
 
 
Крейсер "Аскольд"
 
 
block-bottom
 
 
 
 
img001 - ВЛБ+
 
 
Бжезинский Валерьян Людомирович
 
block-bottom
 
БЖЕЗИНСКИЙ Валерьян Людомирович, (7(19). 10. 1894 – 14.05. 1985).
Конструктор, специалист в области проектирования боевых кораблей. Родился в поселке Калиновка, Подольской губернии (Донская епархия?), в дворянской семье. Закончил в Воронеже частное мужское учебное заведение 1 разряда, с курсом реального училища (1912). Поступил в Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте (1914).
 
 
 
img172 - коп
 
 
Кронштадт. Морское Инженерное училище. Вид с восточной стороны.
 
 
4_img166 - копия_2
 
Кронштадт. Морское Инженерное училище. Вид с западной стороны.
 
block-bottom
 
img003 - ВЛБ+
 
block-bottom
 
После Февральской революции Б. был избран от училища в Кронштадтский Совет матросских, рабочих и солдатских депутатов, работал в матросской секции. Был членом редколлегии «Известий Совета рабочих, солдатских и матросских депутатов», руководил типографией. Окончив училище, получил звание инженер-механика, с производством в мичманы (1917).
 
 
 
 
 
img173 - коп
В этом здании с марта 1917 года находился Кронштадтский Совет матросских, рабочих и солдатских депутатов. Сегодня, между первым и вторым окнами, справа от крыльца, висит мемориальная доска на которой написано: "Здесь с марта 1917 г. по декабрь 1919 года помещался и работал Кронштадтский Совет рабочих, матросских и солдатских депутатов". 
 
20141025_173951
 
block-bottom
Был направлен в Архангельск, в распоряжение штаба флотилии Северного Ледовитого океана. Оттуда получил назначение в Мурманск корабельным инженер-механиком на крейсер «Аскольд» (1917).
 
 
 
6c440b98310e
 
 
 
Мурманский период отличается активной и разнообразной общественной деятельностью: член судового комитета крейсера «Аскольд», делегат «Объединенного собрания делегатов армии и флота», член, а затем председатель «Центромура», член «Особого совещания» при Гланамуре, заместитель председателя Мурманского Совдепа. В начале интервенции края англо-американцами был арестован и выслан в Советскую Россию (1918).
 
 
 
img002 - копия+
block-bottom
 
В Петрограде получил назначение в Астрахань в штаб Астрахано-Каспийской флотилии (1918). Здесь занимал должности: отрядного инженер-механика, инженера по вооружению судов гражданского флота, ст. помощника командира порта по технической части, старшего морского начальника и комиссара Астраханского рейда, командира и комиссара Астраханского военно-морского порта. Был членом президиума Астраханского губисполкома.
По предложению Б. и его чертежам парусные рыбницы были вооружены подкильными торпедными аппаратами для диверсионных действий против сильного белогвардейского флота. Неоднократно Б. выполнял поручения С.М. Кирова по сооружению средств конспиративной переброски оружия и литературы в Баку (1919).

 

 
 
 

 В годы Гражданской войны отряды моряков традиционно действовали на сухопутных полях сражений. Б. лично участвовал в 22 боях против белогвардейцев в калмыцких степях в направлении Кизляра, на побережье Каспийского моря, в районе железной дороги Астрахань - Саратов и Красный Кут - Уральск. Здесь в составе отряда моряков действовал «Бронепоезд имени Бжезинского», вооруженный морскими орудиями. Дважды ранен. Партийная организация Каспийской флотилии избрала Б. делегатом X съезда РКП(б) (1921). Астраханской парторганизацией избран делегатом на XI съезд партии (1922). Награжден Орденом Красного Знамени (1922).

По расформировании Астраханского военного порта Б. был откомандирован в Петроград  (1922).
 
block-bottom
 
Приказом Наувмуза № 86, от 2 мая 1922 г. Б. назначен начальником и комиссаром Военно-Морского инженерного училища в Петрограде (ныне Училище им. Дзержинского). РВС РСФСР поручил Б. организовать высшую инженерную школу для обеспечения молодого Военно-Морского Флота Советской России квалифицированными инженерными кадрами. Это задание Б. выполнил блестяще, несмотря на объективные трудности, неизбежные в условиях разрухи, существовавшей после окончания Гражданской войны.
Как инженер-механик находится в резерве штаба РККФ (1923). Работал в центральных учреждениях ВМФ. Начальник мехотдела Технического управления (1924).
Заместитель помощника начальника Военно-Морских сил РККФ. Позднее, помощник Начальника и комиссара Военно-Морских сил РККФ по техническо-хозяйственной части. Возглавлял всю техническую службу Военно-Морского флота (1925). В период создания первых советских кораблей проводил большую работу по созданию кадров и органов Рабоче-крестьянского Красного Флота.
 
block-bottom
 
Приказом по РККФ № 463 назначен председателем механико-электротехнической секции научно-технического комитета морских сил РККФ (1926).
РВС СССР командировал Б. в Китай (1927) как старшего морского советника Чан Кай-Ши. После контрреволюционного переворота, совершенного Чан Кай-Ши, Б. стал советником коммунистического Уханьского правительства, где использовал свой опыт по созданию флотилии в условиях гражданской войны. Разрабатывал планы военно-морских операций и принимал в них участие. Когда КПК была объявлена вне закона, Б. и другие военные советники вынуждены были покинуть Китай и через пустыню Гоби возвратились в СССР.
Деятельность Б. в Китае курировалась Наркоматом военно-морских дел и Разведывательным управлением.
Демобилизовался из РККФ с должности XIII категории - помощник начальника Военно-Морских сил РККФ по технической части (1928).
 
block-bottom
 
После демобилизации включился в работу по проектированию военных кораблей. Ему было поручено освоение новой техники западных стран для использования их опыта при проектировании военных кораблей РККФ. Его работа была связана с зарубежными командировками. За неполные десять лет Б. побывал в Англии, Франции, Германии, Голландии, Италии и Америке. Результатами его деятельности интересовались высшие правительственные и партийные органы страны.
В разные годы этого десятилетия Б. был начальником сектора судостроения ВСНХ, а позднее - Наркомтяжпрома. Этот сектор был рабочим органом зампреда ВСНХ М. Когановича, которому подчинялась вся судостроительная промышленность страны. Затем Б., выполняя поручение Г.К. Орджоникидзе, лично составил проект договора с голландской (фактически – немецкой) судостроительной фирмой «JVS» о разработке проекта и участии в постройке подводных лодок для СССР. Б. с большими трудностями отстоял все возможные преимущества для заказчика. На базе этого договора была осуществлена постройка подводных лодок с применением самых современных технологий и оснащением их новейшим оборудованием (1932).
Не освобождая от зарубежных командировок, Б. назначают начальником Центрального конструкторского бюро судостроения № 1, (относилось к Наркомтяжпрому). Наряду с этим его назначают начальником ЦКБ № 17, относилось к Наркомату оборонной промышленности (1933-1937).
 
block-bottom
 
И. В.Сталин поручил Б. договориться с итальянскими корабелами о предаставлении ими технической помощи по строительству крейсеров и частично эсминцев и развернуть строительство подводного флота на отечественных судоверфях. Осуществление этой программы началось с разработки проектов эсминцев и крейсеров с личным участием Б. Несмотря на сложный политический климат того времени, договор был успешно заключен и полностью реализован.
Б. был создан сильный конструкторский коллектив, способный решать любые задачи в области проектирования боевых надводных кораблей от миноносцев до крейсеров. ЦКБ приступили к проектированию новейших для того время кораблей: крейсеров типа «Киров», эсминцев типа «Гневный» и «Стойкий». Кроме того, были спроектированы эсминцы типа «Опытный», с прямоточными котлами, предложенными лично Б. Эти и другие корабли: тральщики типа «Фугас» и «Искатель», сторожевые корабли типа ПСК и «Арсений Раскин». Были спроектированы, а впоследствии построены корабли проектов 26, 38, 7 и 45. В 1941 г. большая группа специалистов, работавших под руководством Б. была отмечена высокими правительственными наградами – орденами и Сталинскими премиями. Коллективы ЦКБ, руководимые Б., внесли немалый вклад в дело победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.
 
block-bottom
 
В ЦКБ-17 под руководством Б. был разработан проект и получено одобрение Сталина и Ворошилова на строительство экспериментального эсминца С-500 (Серго Орджоникидзе). Этот эсминец имел самые передовые в мире параметры. При строительстве корабля С-500 по инициативе Б. впервые были применены в широком масштабе электросварка корпусных конструкций из марганцовистой стали, башенные артиллерийские установки, прямоточные паровые котлы и паротурбинная установка, работающая на высоких параметрах пара (до 75 атм.). Б. назначили главным строителем этого эсминца по совместительству, и он успешно довел его постройку до значительной степени готовности (до 1937 г.).
В январе 1937 г., когда постройка эсминцев и легких крейсеров значительно продвинулась, распоряжением Совета Труда и Обороны Б. был отправлен в Америку для получения технической помощи для постройки крупных линейных кораблей (линкоров). И здесь чаще приходилось преодолевать не технические, а политические барьеры, тем не менее, спустя 8 месяцев весьма сложные переговоры прибрели положительную динамику.
Неожиданно в ноябре 1937 г. Б. по распоряжению Тевосяна Б. был отозван из Америки. По прибытии в Москву он был арестован. Без проведения следственных действий и предъявления каких либо обвинений  Б. был осужден на 10 лет заключения.
 
block-bottom
 
Б. был направлен в ОКБ НКВД, находившееся под Москвой (Болшово), в качестве главного конструктора. Сотрудниками этого ОКБ были репрессированные конструкторы судостроительной промышленности. Б. стал гл. конструктором проекта № 80, зашифрованного под литерами «ПТК» (погружающийся торпедный катер). Этим ОКБ Б. руководил до 1947 г. По окончании определенного ему срока – Б. был переведен на завод Министерство судостроительной промышленности № 640 начальником конструкторского бюро технического отдела. Там он отработал до 5.06.1949 г. Затем снова был осужден Особым совещанием при МГБ СССР по ст. ст. 58-6, 58-7 и 58 II УК РСФСР к ссылке на поселение в г. Енисейск Красноярского края. В 1952 г. освобожден от ссылки на поселении и отправлен в распоряжение Министерства судостроительной промышленности СССР в Москву. Из Москвы Б. направили в г. Херсон на завод п/я 102, где он был принят строителем объекта № 563. Вскоре был переведен ст. строителем этого же объекта.
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР № 123/187 судимость вместе со всеми связанными с ней ограничениями с Б. сняты (1953).
 
block-bottom
 
В 1955 г. Б. был уволен с завода п/я 102 с переводом на работу в ЦНИИ-45 (ЦНИИ им. А.Н. Крылова), где был зачислен на должность гл. конструктора проекта в проектно-исследовательское бюро. В этом же году дело по его обвинению пересмотрено Военной коллегией и приговор «по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело, за отсутствием состава преступления, прекращено». В связи с этим в трудовую книжку Б. были внесены изменения: «В соответствии с приказом МСП № 685 от 29.09.55. г. полагать тов. Бжезинского работавшим начальником ЦКБС-1 и ЦКБ 17 с 06.01.33. по 18.10.47 г. и начальником конструкторского бюро завода № 640 МСП с 19.10.47 г. По 18.12.52 г. Остальные записи без изменений".
Более сорока лет Б. модернизировал, проектировал и создавал корабли для Военно-Морского флота нашей страны. Его многогранная инженерная, научная, педагогическая и общественно-политическая деятельность снискали ему огромное уважение многих поколений специалистов судостроительной промышленности.
 
Краткую биографическую справку на основе личного архива В.Л. Бжезинского составил
 
 
Станислав КОРЖОВ 
 

 

 
block-bottom 
 

 

 

 
lm_top
 
Вернуться на страницу 
 
 
 

 
Перейти на страницу 
 
 

 

Перейти на страницу